Promlebedka.ru

Авто ДРайв
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году был изобретен реактивный двигатель

Реактивный двигатель

Реактивный двигатель — двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела.

Рабочее тело с большой скоростью истекает из двигателя, и, в соответствии с законом сохранения импульса, образуется реактивная сила, толкающая двигатель в противоположном направлении. Для разгона рабочего тела может использоваться как расширение газа, нагретого тем или иным способом до высокой температуры (т. н. тепловые реактивные двигатели), так и другие физические принципы, например, ускорение заряженных частиц в электростатическом поле (см. ионный двигатель).

Реактивный двигатель сочетает в себе собственно двигатель с движителем, то есть он создаёт тяговое усилие только за счёт взаимодействия с рабочим телом, без опоры или контакта с другими телами. По этой причине чаще всего он используется для приведения в движение самолётов, ракет и космических аппаратов.

Вторая половина XX века [ править | править код ]

После войны во всех странах, имевших авиационную промышленность, начинаются интенсивные разработки в области воздушно-реактивных двигателей. Реактивное двигателестроение открыло новые возможности в авиации: полёты на скоростях, превышающих скорость звука, и создание самолётов с грузоподъёмностью, многократно превышающей грузоподъёмность поршневых самолётов, как следствие более высокой удельной мощности газотурбинных двигателей в сравнении с поршневыми.

Первым отечественным серийным реактивным самолётом был истребитель Як-15 (1946), разработанный в рекордные сроки на базе планера Як-3 и адаптации трофейного двигателя Jumo-004, выполненной в моторостроительном КБ В. Я. Климова под обозначением РД-10 [3] .

А уже через год прошёл государственные испытания первый, полностью оригинальный, отечественный турбореактивный двигатель ТР-1 [4] , разработанный в КБ А. М. Люльки (ныне филиал УМПО). Такие быстрые темпы освоения совершенно новой сферы двигателестроения имеют объяснение: группа А. М. Люльки занималась этой проблематикой ещё с довоенных времён, но «зелёный свет» этим разработкам был дан, только когда руководство страны вдруг обнаружило отставание СССР в этой области.

Первым отечественным реактивным пассажирским авиалайнером был Ту-104 (1955), оборудованный двумя турбореактивными двигателями РД-3М-500 (АМ-3М-500), разработанными в КБ А. А. Микулина. К этому времени СССР был уже в числе мировых лидеров в области авиационного моторостроения. [ источник не указан 3599 дней ]

Запатентованный ещё в 1913 г, прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) привлекал конструкторов простотой своего устройства, но главное — своей потенциальной способностью работать на сверхзвуковых скоростях и в самых высоких, наиболее разреженных слоях атмосферы, то есть в условиях, в которых ВРД других типов неработоспособны или малоэффективны. В 1930-е годы с этим типом двигателей проводились эксперименты в США (Уильям Эвери), в СССР (Ф. А. Цандер, Б. С. Стечкин, Ю. А. Победоносцев).

В 1937 году французский конструктор Рене Ледюк получил заказ от правительства Франции на разработку экспериментального самолёта с ПВРД. Эта работа была прервана войной и возобновилась после её окончания. 19 ноября 1946 года состоялся первый в истории полёт аппарата с маршевым ПВРД [5] . Далее в течение десяти лет было изготовлено и испытано ещё несколько экспериментальных аппаратов этой серии, в том числе, пилотируемые, [6] [ неавторитетный источник? ] а в 1957 году правительство Франции отказалось от продолжения этих работ — бурно развивавшееся в то время направление ТРД представлялось более перспективным.

В СССР с 1954 по 1960 годы в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина, [ источник не указан 3599 дней ] разрабатывалась крылатая ракета «Буря», предназначавшаяся для доставки ядерных зарядов [ источник не указан 3599 дней ] на межконтинентальные расстояния, и использовавшая в качестве маршевого двигателя ПВРД , разработанный группой М. М. Бондарюка, и имевший уникальные для своего времени характеристики: эффективная работа на скорости свыше трех Махов, и на высоте 17 км. [ источник не указан 3599 дней ] В 1957 году проект вступил в стадию лётных испытаний, в ходе которых выявился ряд проблем, в частности, с точностью наведения, которые предстояло разрешить, и на это требовалось время, которое трудно было определить. Между тем, в том же году на вооружение уже поступила МБР Р-7, имевшая то же назначение, разработанная под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность дальнейшей разработки «Бури». Из числа более современных отечественных разработок можно упомянуть противокорабельные крылатые ракеты с маршевыми ПВРД : П-800 Оникс, П-270 Москит.

  1. прообраз газовой турбины
  2. РД-10
  3. npo-saturn.ru
  4. Статья Leduc 010 [неавторитетный источник?] в французской Википедии
  5. Статья Leduc 021 и Leduc 022 в французской Википедии
  6. http://www.laser-feinschweisstechnik.de/html/die_pulsoschmiede.html

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • История развития мотоцикла
  • История хоккея с мячом в России

Полезное

Смотреть что такое «История реактивных двигателей» в других словарях:

История создания пассажирского лайнера «Конкорд» — История создания сверхзвукового пассажирского самолета берет свое начало в середине 1950 х гг., когда английская фирма Бристоль (Bristol, в 1960 г. вошла в состав корпорации British Aircraft Corporation, ВАС) и французская Sud Avation (SNCASE, в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

История воздухоплавания и авиации — (хроника событий и фактов) 1475 Леонардо да Винчи дал эскизы и описание геликоптера, парашюта и орнитоптера. 1670 Опубликован труд Ф. Лана, содержащий проект воздушного судна на аэростатическом принципе с шарообразными ёмкостями, из которых… … Энциклопедия техники

Читать еще:  Где находиться датчик температуры двигателя на берлинго

История авиации — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Воздушно-реактивный двигатель — (ВРД) тепловой реактивный двигатель, в качестве рабочего тела которого используется смесь забираемого из атмосферы воздуха и продуктов окисления топлива кислородом, содержащимся в воздухе. За счёт реакции окисления рабочее тело нагревается… … Википедия

Реактивный двигатель — Испытания ракетного двигателя Спейс Шаттла … Википедия

Реактивный самолёт — Реактивный самолёт самолёт, приводимый в движение воздушно реактивным двигателем (турбореактивным двигателем, прямоточным воздушно реактивным двигателем, пульсирующим воздушно реактивным двигателем, жидкостным реактивным двигателем и т. п.) … Википедия

Истребитель — Сюда перенаправляется запрос «Перехватчик». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

ПВРД — Воздушно реактивный двигатель (ВРД) тепловой реактивный двигатель, в качестве рабочего тела которого используется атмосферный воздух, нагреваемый за счёт химической реакции окисления горючего кислородом, содержащимся в самом рабочем теле. Впервые … Википедия

ПуВРД — Воздушно реактивный двигатель (ВРД) тепловой реактивный двигатель, в качестве рабочего тела которого используется атмосферный воздух, нагреваемый за счёт химической реакции окисления горючего кислородом, содержащимся в самом рабочем теле. Впервые … Википедия

Mars Science Laboratory — Кьюриосити Mars Science Laboratory … Википедия

Имитируя противника

Jumo 004B фирмы Junkers страдал от серьезных «детских болезней». Прежде всего, конструкторам не удалось довести до ума систему подачи топлива, и любая попытка резко увеличить скорость могла привести к катастрофе.

Эта особенность могла испортить «карьеру» любому поршневому самолету, но высочайшая скорость — более 850 километров в час — была решающим фактором. Ме.262 зарекомендовал себя как высокоэффективный перехватчик, и тем самым частично определил судьбу своего противника «Метеора».

И без того не горевшее желанием отправлять новейшие самолеты в бой над чужой территорией, где противник мог их сбить и заполучить двигатели или другие секреты, командование КВВС отправило часть самолетов для тренировок экипажей бомбардировщиков. Они имитировали нападения немцев и помогали отрабатывать приемы борьбы с перехватчиками.

Запрет для «Метеоров» на полеты над территорией противника сохранялся почти до конца войны в Европе. Они сражались, но ограничивались перехватом германских самолетов, залетавших через линию фронта. Таковых в 1945 году было уже совсем немного.

«Мессершмитты» же наоборот — самым активным образом участвовали в боях, отражая налеты на Германию, и потому их боевой счет гораздо выше.

Наталья Радулова познакомилась с человеком, оседлавшим реактивный двигатель

Первый в мире унимото с реактивным двигателем собрал в своем гараже 28-летний житель Тольятти. Даже опытные байкеры называют этот спортивный гоночный аппарат «шайтан-трубой», «снарядом» и «транспортом для сумасшедших». «Огонек» узнал все о гонщике-изобретателе, который рискует жизнью ради «мурашек»

Наталья Радулова. Фото Михаил Петров

«Управления нет! — радостно кричит он, заводя свой агрегат.— Ни руля, ни тормозов! Буду ехать, сколько получится!» Алексей Ильдутов усаживается прямо на кожух реактивного двигателя — почти как барон Мюнхгаузен на ядро. Сзади извергается пламя, рев стоит как на стартовой площадке Байконура. «Если взорвусь, кишки на километр разлетятся! — снова орет он, еще более радостно.— Поехали!»

«Мужик я или кто?»

Унимото — спортивные снаряды с одним колесом — обычно создают энтузиасты в кустарных условиях. Кто-то использует для этого части мотоцикла, кто-то и садовой техникой не брезгует.

«Поклонники гаечного ключа, кувалды и ентой матери» — так они называют самих себя в России и, чтобы продемонстрировать свои байки, ежегодно собираются на соревнования под Самарой. Самоделкины с восторгом носятся по льду Волги — предсказать, куда их машины поедут после старта, сложно, и даже сами владельцы не всегда знают, как придется останавливаться. Но это никого волнует, главное — веселуха. Стараются лишь поменьше топлива заливать, чтобы хватило аккурат на 30 метров, которые требуется проехать на скорость.

В России несколько лет назад даже проходил чемпионат мира по гонкам на унимото. Тогда-то Алексей впервые показал свою «Ракету», которую собирал два года,— до него реактивный двигатель никто и не пытался оседлать. Участники соревнований, все как один считающие себя бесшабашными парнями, опешили: это еще что такое!

Подобный болид, правда, чуть раньше уже пытался собрать какой-то американец. Он потратил около 30 тысяч долларов — заказывал детали на заводах, но в итоге так ничего и не добился. На соревнованиях, во всяком случае, его никто ни разу не видел.

«Двигатель мой придуман в гаражах, техдокументации на него нет»

Фото: Михаил Петров, Коммерсантъ

— В его чертежах, выложенных в интернете, много ошибок,— объясняет «Огоньку» Алексей.— Технически неграмотно. Написал я ему, но он не ответил. Стыдно, видать.

Сам же Алексей окончил Тольяттинский госуниверситет по специальности промышленная электроника. И головоломки, которые озадачили бы целый НИИ, решает в одиночестве. На заводах детали не заказывает — делает их из всякого хлама. Берет флейту, которую освоил еще в музыкальной школе, и играет прямо в гараже — так лучше думается. Может, поэтому его друзья и называют Лехой-романтиком.

Читать еще:  Что за причина в двигатели слишком бедная смесь

А соперники на чемпионате мира его уважительно называли «Настоящий псих!» и похлопывали по плечу. Сам же Алексей раздавал интервью: «Я хочу, чтобы это было очень громко и мощно. Чтобы при звуках моего реактивного двигателя дети прижимались к родителям и плакали, когда я буду мимо ехать».

Но, несмотря на яростную поддержку зрителей, тогда он так и не смог финишировать. «Турбину разорвало на куски. Я даже удивился: как это мне брюхо не вспороло! Повезло. Ну ладно, я усовершенствую конструкцию. Самому себе хочу доказать: мужик я или кто? В правильном ли месте у меня руки воткнуты?».

«Двигатель для кайфа»

Костюм химзащиты — для работы в пескоструйной камере

Фото: Михаил Петров, Коммерсантъ

Реактивной тягой он увлекся еще в детстве: «В семь лет я уже ходил и свистел, как Ту-134. Сердце екало и слеза наворачивалась, даже когда я просто видел, как голубь сигает с крыши камнем вниз, а потом рядом с землей резко расправляет крылья и свободно парит. Полет — это абсолютная свобода!»

В школе Алексей ходил в кружок авиамоделирования, мастерил планеры, радиоуправляемые беспилотники. В юности для одной из ракет придумал спускаемый аппарат, с соседом хотели хомячка в небо отправить. «Маленькая ракета отстреливала бы капсулу с космонавтом. Вся электроника срабатывала, все было в порядке. Мы стали хомяков отбирать — у соседа их было полно, маленьких, декоративных каких-то. Все претенденты проходили строгую медицинскую программу: мы раскручивали их на пластиковой тарелке фрисби, наблюдали за реакцией, самых стойких помечали зеленкой. В итоге выбрали космонавта N 1, он показал лучшие результаты. Назвали его Борзой, сделали ему каску из грецкого ореха. Но в день запуска жена соседа обо всем узнала и устроила скандал. Пришлось ракетную программу свернуть. Недавно я все просчитал и понял, что ускорения ракеты Борзой бы не выдержал, его б там размазало. Нет, сейчас я более серьезно на жизнь смотрю».

После истории с хомяком Леха не прекратил разработку твердотопливных двигателей. «Сотню реактивных двигателей я сделал. Сначала были маленькие ракеты: поджигаешь — и они в небо улетают. Потом стал проектировать большие двигатели, которые смогли бы тащить меня по земле. С баблом у меня не густо, но нашлись спонсоры — мои друзья-байкеры». Байкерам нравится, что романтик делает, и они его немного поддерживают, скидываются на детали, на топливо. Выезжают и на испытания в поле, помогают водружать на унимото мешок с песком, который имитирует человека, и разбегаются. Это спасало им жизни не раз.

Работает ракетчик в одиночестве: даже кот от него ушел

Фото: Михаил Петров, Коммерсантъ

Однажды спонсоры, несмотря на протесты Лехи: «Да я сам все сделаю!», заказали сопло для двигателя за 5 тысяч рублей. И все вложенные деньги взлетели на воздух прямо на их глазах. Технология заправки не была разработана, в топливе оказался пузырек воздуха, роковой. Взрыв был такой, что сам двигатель ушел на полтора метра в землю: «Мы его откапывали потом полчаса. Кратер образовался!», а сопло улетело неизвестно куда — так и не нашли. «Если бы оптимальный угол наклона был, то часть двигателя улетела бы примерно на 12 километров,— не скрывая восторга, сообщает Алексей.— Это натуральный гаубичный выстрел!»

После большого взрыва пришлось свернуть и твердотопливную программу — все-таки заправка такого двигателя остается делом крайне сложным. «Я бы, может, сдался и стух. Но друзья сказали: «Неудачи есть у всех и всегда. Ты человек с головой, обязательно что-нибудь придумаешь. А насчет денег не парься». Меня это так поддержало».

Леха нашел новую цель и новый тип двигателя — системы турбоджет. На самолетах такие двигатели не используются, потому что они тяжелые и шумные, а в ракетах не используются, потому что не работают в вакууме. «Этот тип двигателей родился в гаражах. Реактивный двигатель для кайфа — так запишите. Чтобы шапки сдувало».

«Рожи всем обжарило»

Любовь к конструированию у Ильдутовых — семейная. Как и гараж

Фото: Михаил Петров, Коммерсантъ

Какие-то запчасти для турбоджета Алексей отрыл на свалке, что-то нашлось в семейном гараже: «Мой дед заслуженный изобретатель СССР, отец тоже всегда что-то мастерит, даже модели танков одно время делал». Основной элемент реактивного двигателя, турбину от грузовика, снова помогли достать друзья. «Самому такую вещь не сделать никогда. Но мы приехали на какую-то автостанцию, там валялась сношенная, чуть живая турбина: «Забирайте за две тысячи». Я ее как увидел, упал на колени, обнял ее: «Ты моя прелесть»».

На прочность и безопасность Алексей тратит минимум средств. В приоритете до сих пор — скорость и мощь. Так что при первом испытании турбоджет выдал три метра пламени: «Рожи всем обжарило!» — и заглох. В следующий раз двигатель никак не могли заглушить: «Я все перекрыл, но мотор выл как сумасшедший и только набирал обороты. Мы переглянулись и побежали в разные стороны! И вовремя — разорвало все к чертям! Некоторые осколки в 14 метрах потом находили. Везет нам. А иногда технику безопасности соблюдаем».

Читать еще:  Как установить двигатель от оки на каракат

Когда отец Алексея случайно увидел видеозапись этих испытаний, он побледнел: «Я тебе запрещаю. Просто запрещаю. Солнечными батареями занимайся, мотоциклами занимайся. Но только не этим. Умрешь, взорвешься, разобьешься!» Сын стал его уговаривать: «Что, лучше бы я кололся, наркоманил? Ты пойми: у меня есть мечта. Ты добьешься лишь того, что я буду делать это втихаря». Долгий тогда у них разговор о смысле жизни был. «Не знаю, вроде отец успокоился. А может, молится каждую ночь.

Никто не верил, что «Ракета» в итоге сможет заработать. Ракетчик в одиночку анализировал свои ошибки. «Мечта жгла, болела в сердце. Блин, я не знаю, это страсть, что ли». Через год на соревнованиях снова неудача — турбина и в этот раз подвела, все-таки она досталась Алексею в изношенном состоянии, ее потому и выбросили. Но на третий раз, в этом году, наконец, все получилось. «Я модернизировал турбину так, что она смогла лучше работать. С ревом дотащила меня до финиша». Ни о какой дрожи земли, правда, речь не шла. Но тольяттинец все же побил предыдущий рекорд соревнований: «Рекорд был 40 секунд, а я проехал 30 метров за 13 секунд». Сейчас Алексей Ильдутов — абсолютный чемпион мира в гонках унимото в классе реактивная тяга.

«Жрет «Ракета» литр керосина за 12 секунд, зарплаты хватает на шесть испытаний»

Фото: Михаил Петров, Коммерсантъ

Жаль, девушки на чемпиона особого внимания не обращают, хотя он им и сообщает: «Я занимаюсь авиацией, делаю ракеты». Девушки хотят внимания, свиданий и походов в кино. Лехе не до этого — он то на работе, то в гараже, все вечера и выходные. Подобрал на улице как-то котенка и поселил его у себя — все ж не так одиноко. «Он влезал мне на плечо и сидел, ничего не боялся. Я только ему рукой глаза прикрывал, когда со сваркой работал». Но вскоре кот подрос и стал все чаще гулять. А потом и вовсе ушел. Леха его понимает: «Трудно в гараже пыльном жить, а ему же хочется солнышка и света. Как и девушкам».

Поэтому пропадает Леха в своем гараже один-одинешенек. Иногда собирает друзей, выкатывает «Ракету» — показать, что она становится все мощнее. Все остальное время работает, играет на флейте, посвистывает на манер реактивного двигателя и мечтает: «Хочу довести аппарат до совершенства. Мы поедем на замерзшую Волгу, я усядусь на «Ракету» — и такой грохот выдам, что от жигулевских гор будет эхо доноситься. И обязательно — шлейф огня, снега и дыма на много метров, мурашки от ужаса и восторга. А вообще, эта ракета — только начало перед по-настоящему масштабным проектом! Из суеверий — а у ракетчиков их много! — не расскажу пока, что это будет за машина. Но поверьте — мегачудовище! Американцы обалдеют, узнав, что в России делают подобные вещи. И это стоит всего».

«ЭнергияБуран»

В 1974 году было создано НПО «Энергия» (сейчас Ракетно-космическая корпорация «Энергия»), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ-1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ «Энергомаш» (бывшее ОКБ-456). Глушко стал главным конструктором «Энергии», название которой, по некоторым данным, он и придумал.

Несмотря на все его усилия, НПО «Энергия» не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов. Однако этим планам не суждено сбыться.

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему — создание челнока «Буран» как ответа на запуски американских многоразовых кораблей «Спейс Шаттл». Отечественная многоразовая система «Энергия — Буран» создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты «Энергия» и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Успешный запуск «Бурана» прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме.

Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ по направлению пилотируемой космонавтики. Так, конструктор возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», им была предложена концепция многомодульной станции «Мир»: НПО «Энергия» выдвинула свои предложения по созданию новых орбитальных станций в 1976 году, эскизный проект «Мира» был готов в 1978 году.

Подготовила Валерия Решетникова

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector