Promlebedka.ru

Авто ДРайв
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2111 горит лампа неисправности системы управления двигателем

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

На автомобилях ВАЗ–21093–20 в вариантном исполнении с двигателями рабочим
объемом 1,5 л применяется система распределенного впрыска топлива. Распределенным
впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной
форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших

газов при улучшении ходовых качеств автомобиля.
Существуют системы распределенного впрыска с обратной связью и без нее. Причем обе
системы могут иметь как импортные, так и отечественные комплектующие. Все системы
имеют свои особенности устройства, диагностики и ремонта, которые подробно описаны
в отдельных руководствах по ремонту систем впрыска топлива.

В этой главе лишь кратко описаны общие принципы устройства, работы и диагностики
систем впрыска топлива, порядок снятия/установки узлов, а также приводятся
особенности ремонта самого двигателя.
Система с обратной связью применяется в основном на экспортных автомобилях. При
этом в системе выпуска устанавливаются каталитический нейтрализатор отработавших
газов и датчик кислорода, который и обеспечивает обратную связь. Датчик отслеживает
концентрацию кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его
сигналам поддерживает такое соотношение воздух/топливо, при котором нейтрализатор
работает наиболее эффективно.
В системе впрыска без обратной связи нет нейтрализатора и датчика кислорода, для
регулировки концентрации СО в отработавших газах служит СО-потенциометр. Не
применяется также система улавливания паров бензина.

Предупреждения
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод
от клеммы “–” аккумуляторной батареи.
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо
затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при
работающем двигателе.
При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
Не допускайте нагрева электронного блока управления (ЭБУ) выше 65 °С в рабочем
состоянии и выше 80 °С — в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать
ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при
включенном зажигании.
Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоедините провода от
аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним
сопротивлением не менее 10 МОм.
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое
напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд. Чтобы не
допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
— не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его
платах;
— при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ)
блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.
Не допускается работа двигателя с нейтрализатором на этилированном бензине. Это
приведет к быстрому выходу из строя нейтрализатора и датчика концентрации
кислорода.

Схема системы впрыска

1. Воздушный фильтр.
2. Датчик массового расхода воздуха.
3. Шланг впускной трубы.
4. Шланг подвода охлаждающей жидкости.
5. Дроссельный патрубок.
6. Регулятор холостого хода.
7. Датчик положения дроссельной
заслонки.
8. Канал подогрева системы холостого
хода.
9. Ресивер.
10. Шланг регулятора давления.
11. Электронный блок управления.
12. Реле включения электробензонасоса.
13. Топливный фильтр.
14. Топливный бак.
15. Электробензонасос с датчиком уровня
топлива.
16. Сливная магистраль.
17. Подающая магистраль.
18. Регулятор давления.
19. Впуискная труба.
20. Рампа форсунок.
21. Форсунка.
22. Датчик скорости.
23. Датчик концентрации кислорода.
24. Приемная труба глушителя.
25. Коробка передач.
26. Головка цилиндров.
27. Выпускной патрубок системы
охлаждения.
28. Датчик температуры охлаждающей
жидкости.
А. К подводящей трубе насоса
охлаждающей жидкости.

Подкапотное пространство автомобиля с системой впрыска

1. Рампа с форсунками
2. Корпус дроссельной
заслонки
3. Воздуховод
4. Блок предохранителей
5. Двигатель
6. Ресивер
7. Трос привода дроссельной
заслонки
8. Корпус воздушного
фильтра
Диагностика
Здесь приведены только краткие сведения по диагностике системы впрыска с помощью
контрольной лампы CHECK ENGINE. Диагностика с использованием специальных приборов
и диагностических карт описана в отдельных руководствах по ремонту систем
распределенного впрыска топлива.
ЭБУ постоянно выполняет самодиагностику по некоторым функциям управления. Языком
ЭБУ для указания источника неисправности служат диагностические коды. Коды — это
двузначные номера в диапазоне от 12 до 61. У разных блоков управления коды
неисправностей могут несколько отличаться. В таблице представлена расшифровка
кодов неисправностей электронного блока управления типа “Январь–4” для системы
распределенного впрыска топлива без обратной связи и с отечественными
комплектующими.
Когда ЭБУ обнаружит неисправность, код заносится в “память” и включается
контрольная лампа CHECK ENGINE. Это не означает, что двигатель надо немедленно
остановить, но причину включения контрольной лампы следует выявить при первой
возможности.

Читать еще:  Что такое кпд теплового двигателя в физике формула

Коды неисправностей ЭБУ типа “Январь–4”

Лампа CHECK ENGINE

Лампа находится на панели приборов и выполняет следующие функции:
— информирует водителя о том, что возникла неисправность в системе управления
двигателем и автомобиль необходимо проверить;
— выдает диагностические коды, хранящиеся в “памяти” ЭБУ, чтобы помочь
специалисту найти неисправность.
При включении зажигания лампа загорается, и пока двигатель еще не работает,
происходит проверка исправности лампы и систем. После пуска двигателя лампа должна
гаснуть. Если лампа продолжает гореть, система самодиагностики обнаружила
неисправность. Если неисправность пропадает, то лампа гаснет обычно через 10 с, но
код неисправности будет храниться в “памяти” ЭБУ.
В случае непостоянного характера неисправности лампа CHECK ENGINE будет гореть
около 10 с, а затем погаснет. Однако соответствующий код неисправности будет
храниться в “памяти” ЭБУ, пока не отключится его питание. Когда в процессе
считывания кодов обнаруживаются неожиданные коды, то можно предположить, что эти
коды созданы непостоянной неисправностью и помогут в диагностике системы.
Считывание кодов
Для связи с ЭБУ служит колодка диагностики. Она расположена под панелью приборов с
правой стороны рядом с ЭБУ.
Коды неисправностей, хранящиеся в “памяти” ЭБУ, могут быть прочитаны специальным
диагностическим прибором или подсчетом числа вспышек лампы CHECК ENGINE.
Для считывания кодов лампой необходимо соединить с “массой” контакт В колодки
диагностики. Для этого соедините его с контактом А, который соединен с “массой”
двигателя.

А — контакт, соединенный с “массой”
В — диагностический контакт для подачи сигнала на ЭБУ
G — контакт управления электробензонасосом
М — контакт выдачи информации (канал последовательных данных)
Когда контакты А и В будут соединены, поверните ключ в выключателе зажигания в
положение I (зажигание), при этом двигатель работать не должен. В этих условиях лампа
CHECK ENGINE должна вспышками высветить три раза подряд код “12”.

Это должно происходить в таком порядке: вспышка, пауза (1–2 с), вспышка, вспышка —
длинная пауза (2–3 с) и так еще два раза.
Код “12” говорит о том, что работает система диагностики ЭБУ. Если код “12” не
высвечивается, значит неисправна сама система диагностики.
После высвечивания кода “12” лампа СHECK ENGINE три раза высвечивает коды
неисправностей, если они существуют, или просто продолжает высвечивать код “12”,
если кодов неисправностей нет.
Если в памяти ЭБУ хранится более одного кода неисправностей, каждый из них
высвечивается трижды.

Предупреждение
По окончании диагностики размыкать контакты А и В колодки диагностики разрешается
через 10 с после выключения зажигания.

Стирание кодов
Стирают коды из “памяти” ЭБУ после окончания ремонта или чтобы посмотреть, не
возникает ли неисправность снова. Для стирания необходимо отключить питание ЭБУ не
менее чем на 10 с.
Питание можно отключить, отсоединив провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи
или удалив предохранитель защиты ЭБУ из блока предохранителей.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя газ 31105 змз 406

Предупреждение
Чтобы не повредить ЭБУ, отключать и включать его питание надо только при
выключенном зажигании.

Отличительные признаки систем впрыска

Датчики системы впрыска
Чем грозят неисправности датчиков системы впрыска:
— датчик положения коленчатого вала — полный отказ системы впрыска, двигатель не
пускается;
— датчик массового расхода воздуха — увеличение расхода топлива, значительное
ухудшение динамики, проблемы с пуском двигателя;
— датчик положения дроссельной заслонки — потеря мощности, рывки и провалы при
разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
— датчик температуры охлаждающей жидкости — трудности с пуском в мороз:
приходится прогревать двигатель, работая педалью “газа”, при перегреве существенно
снижается мощность, появляется детонация;
— датчик детонации — двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная
склонность к детонации.

Особенности электрооборудования автомобилей с распределенным впрыском
топлива с обратной связью

1. Датчик положения дроссельной заслонки.
2. Датчик положения коленчатого вала.
3. Датчик температуры охлаждающей
жидкости.
4. Датчик скорости.
5. Клапан продувки адсорбера.
6. Датчик массового расхода воздуха.
7. Датчик детонации.
8. Датчик концентрации кислорода.
9. Колодки электронного блока управления.
10. Реле зажигания.
11. Плавкие предохранители.
12. Реле включения электробензонасоса.
13. Колодка диагностики.
14. Регулятор частоты вращения холостого
хода.
15. Колодка для соединения со жгутом
проводов панели приборов.
16. Табло с контрольной лампой CHECK
ENGINE.
17. Монтажный блок.
18. Электродвигатель вентилятора системы
охлаждения двигателя.
19. Электробензонасос с датчиком уровня
топлива.
20. Форсунки.
21. Свечи зажигания.
22. Модуль зажигания.
А. К клемме “+” аккумуляторной батареи.
В. К клемме “15/1” выключателя зажигания.
С. К низковольтному входу тахометра на
автомобилях с “высокой” панелью.
К9. Реле включения электродвигателя
вентилятора.

Лампа Check Engine

Лампа Check Engine предназначена для информирования водителя о неисправности элементов системы управления двигателем (ЭСУД) автомобиля.

На примере лампы Check Engine ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 попробуем более подробно разобраться о чем она сигнализирует и что делать если лампа загорелась.

Лампа Check Engine

— Где расположена лампа Check Engine?

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 лампа Check Engine (контрольная лампа «Проверь двигатель») расположена в щитке приборов на передней панели («высокая» панель, европанель). На автомобилях ранних годов выпуска («низкая» панель) лампа располагается в блоке кнопок на «бороде» панели.

— Как работает лампа Check Engine?

После включения зажигания блок управления (ЭБУ) зажигает лампу, после чего он «опрашивает» датчики системы управления двигателя (подает на них напряжение определенной величины и снимает с них напряжение определенной величины). Если все в исправно, то после пуска двигателя блок выключает лампу и она гаснет.

При обнаружении неисправности какого-либо датчика (не соблюдены условия исправности «зашитые» в программу блока), лампа Check Engine продолжает гореть при работе двигателя. Блок записывает код ошибки в свою память и включает аварийный режим работы при котором расчетные параметры для обеспечения работы берутся из резервных данных в памяти блока, а не считываются с неисправного датчика. При работе двигателя на аварийном режиме ухудшается его динамика и приемистость, расход топлива и т.п. Это сигнал водителю, что в системе управления двигателем (ЭСУД) имеется неисправность.

Горящая лампа может погаснуть через некоторое время после пуска двигателя. Это свидетельствует о том, что неисправность пропала. Но, блок управления все равно запишет код пропавшей неисправности (ошибки) в свою память.

В ряде случаев лампа Check Engine может загореться не сразу, а через некоторое время после пуска двигателя (через 40 сек после определения неисправности).

Читать еще:  Через сколько моточасов менять масло в двигателе бензогенератора

Может загораться периодически, а потом гаснуть. Но в любом случае ее загорание свидетельствует о проблемах в ЭСУД и необходимости проверки ее элементов.

Если при горящей лампе не ухудшились ездовые показатели автомобиля, то это свидетельствует о возможной периодически возникающей неисправности (сбоях в работе какого-либо датчика). В таком случае так же необходимо определить код ошибки.

— О неисправности каких датчиков ЭСУД сигнализирует лампа Check Engine?

Датчик положения коленчатого вала двигателя (ДПКВ).

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Датчик кислорода (ДК).

Датчик детонации (ДД).

Датчик скорости (ДС).

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ — датчик фаз).

Датчик температуры (ДТ).

— Что делать если постоянно горит лампа Check Engine?

Необходимо узнать код неисправности в блоке управления ЭСУД. Для этого можно применить подходящее для данной системы диагностическое устройство. Сделать это можно либо в автосервисе, либо самостоятельно, при наличии собственного сканера, подключив его к колодке диагностики.

В случае, если неисправность какого-либо из датчиков ЭСУД очевидна, или в ходе визуального осмотра установлено, что к нему неплотно присоединена колодка проводов, имеется его загрязнение, ненадежная фиксация, механическое повреждение и т.п., то можно самостоятельно заменить неисправный датчик.

Примечания и дополнения

Для быстрого самостоятельного сброса ошибок из памяти ЭБУ снимаем минусовую клемму с вывода АКБ на 10 секунд.

В системах управления двигателем автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с блоками управления (контроллерами) Январь-4.1, GM имеется система самодиагностики неисправностей. Она позволяет по частоте мигания лампы Check Engine определить код неисправности. Для перевода блока в режим самодиагностики необходимо перемкнуть два контакта в диагностическом разъеме.

Замена

Не стоит переживать, поскольку для выполнения данной процедуры не требуется наличие специализированных инструментов или проведение сложных манипуляций, недоступных новичкам.

Все довольно просто. Подготовьте стандартный набор инструментов, новый датчик, а также выделите для своего автомобиля немного своего свободного времени.

Приступаем к работе.

  1. Автомобиль расположите на смотровой яме, чтобы получить доступ к днищу. Под него можно просто залезть, подложив коврик, однако так работать будет неудобно.
  2. Включите зажигание и отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи. Все же о мерах безопасности забывать никогда не стоит. Плюс желательно дать машине остыть, поскольку контакт с горячим маслом – это далеко не самое приятное ощущение, которое вы можете испытать.
  3. Снимите защиту мотора. Для этого придется постараться, если крепежи плотно сели на свои места. Хотя вашего усилия должно хватить.
  4. Отключите провода, идущие на датчик уровня масла.
  5. Отыскать устройство не сложно. Оно располагается возле масляного фильтра в нижней части двигателя.
  6. Возьмите чистую ветошь, чтобы удалить все загрязнения, скопившиеся на корпусе датчика.
  7. Обычным торцевым ключом на 10 миллиметров открутите крепления датчика.
  8. Немного раскачайте устройство, что позволит ему постепенно сойти со своего посадочного места. Только не дергайте слишком резко, иначе вы повредите поплавок.
  9. Вооружитесь приобретенным ранее новым датчиком уровня масла, который подходит именно для вашей модели ВАЗ 2110. Установите его на посадочное место старого прибора.
  10. Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Попутно рекомендуем осмотреть состояние остальных агрегатов. Раз вы сняли защиту, имеет смысл это сделать.

Если во время езды на своей «десятке» вы обнаружили, что горит индикатор низкого уровня масла в двигателе, начинать панику ни в коем случае не нужно. Это вполне естественная ситуация, которая происходит с каждым владельцем ВАЗ 2110 рано или поздно.

Нет необходимости тратить огромные деньги на услуги автосервиса, если целый ряд ремонтных и профилактических работ можно выполнить своими руками. Замена датчика уровня масла точно не исключение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector