Promlebedka.ru

Авто ДРайв
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высоковольтные провода на свечи зажигания

Высоковольтные провода на свечи зажигания

Каждый, даже далекий от тонкостей автомеханики автолюбитель, знает, что ни один двигатель не может работать без системы зажигания. При этом основными элементами системы зажигания является коммутатор (или трамблер), катушка и свечи зажигания. Однако в данной статье мы поговорим о другом, не менее важном компоненте системы зажигания – высоковольтных проводах. Высоковольтные провода зажигания ВАЗ, как и высоковольтные провода в автомобиле от любого другого производителя, предназначены для передачи высокого напряжения к свечам зажигания.

Абсолютно все провода для свечей зажигания классифицируются в зависимости от конструктивных особенностей. В частности, все провода разделяют в зависимости от материала, из которого изготовлена токопроводящая жила, а также материала, из которого выполнена изоляция. Рассмотрим разновидности проводов более детально.

Конструкция ВВ проводов

Главная задача вв кабеля – способность выдержать высокое напряжение и передача импульса с катушки зажигания на свечу без электрических потерь. На рынке представлены два вида высоковольтных проводов. Первый, дешевый тип, состоит из многожильного сердечника, упакованного в толстую изоляцию. Сопротивление такого сердечника равно нулю, что приводит к неправильной работе свечей авто.

Оригинальные высоковольтные кабели состоят из следующих частей:

  1. Токопроводящая жила соответствующего сечения.
  2. Изоляция: двухслойная или двухслойная с упрочняющей оплеткой.
  3. Наконечники контакта со стороны подключения.
  4. Пластиковые колпачки.

Главным элементом высоковольтного электрокабеля остается изоляция, которая обеспечивает защиту токопроводящего сердечника от внешних факторов и обеспечивает передачу импульса без рассеивания. Металлические наконечники соединяют контакты свечей и катушки с токопроводящей жилой, металл должен быть не подвержен электромеханической коррозии и обеспечивать плотное соединение контактов.

Пластмассовый колпачок, в который упакован наконечник контакта, обеспечивает защиту сердечника электрокабеля и трамблера с одной стороны и место стыка токопроводящей жилы и контакта свечи – с другой.

Наконечник высоковольтного провода – для чего он нужен

Подключение традиционным способом невозможно. Наконечники свечи должны быть легкосъемными, но обеспечивающими надежный контакт. Как правило, колпачки выполнены из твердого диэлектрика, хотя бывают исключения. Резина лучше прилегает к стенкам свечного колодца и обеспечивает герметичность. Однако этот материал подвержен износу. Пластиковый диэлектрик более долговечен, но под ним может конденсироваться влага. Какой материал выбрать – решает производитель в зависимости от конструкции ГБЦ.

От катушки зажигания идет один провод, распределение по свечам происходит на трамблере. В зависимости от конструкции двигателя в четырехцилиндровом варианте бывает до десяти наконечников. Так же, как и основные провода, колпачки могут стать причиной пробоя или потери контакта. Под них попадает вода, материал растрескивается, искра «прошивает» по изолятору свечи.

Назначение дополнительных элементов состоит в обеспечении простоты текущей эксплуатации высоковольтного кабеля. Представлены медными наконечниками и защитными колпачками, которые одеты на оба конца кабеля. Наконечник представляет собой кабельную часть разъемного соединителя. Резиновый или силиконовый колпачок блокирует прямой доступ к металлу и увеличивает пробивную стойкость изделия, не допуская попадания грязи на контакт.

Кабель с установленными на него такими элементами превращается в удобный для использования шнур, который подключается к распределителю и свечам простым линейным движением.

Особенность включения проводов с малым и средним погонным сопротивлением

Для защиты высоковольтной части системы зажигания последовательно с проводом, который имеет малое и среднее погонное сопротивление, включают балластный резистор. Его функция заключается в ограничении максимального тока, протекающего по кабелю в момент искрового разряда свечи.

Сопротивление резистора рассчитывается таким образом, чтобы при характерных для вторичной обмотки малых величинах тока, который подаётся на свечу, падение напряжения на нем при нормальном режиме работы было невелико. Таким образом, наличие этого дополнительного компонента не сказывается на функционировании системы зажигания. При пробое же изоляции, коротком замыкании и иных неисправностях, ток не может заметно возрасти из-за его ограничения резистором, что надежно защищает остальные элементы.

Читать еще:  Авто в кредит без первоначального взноса

Резистор может располагаться в различных местах цепи. Изменение его местонахождения не сказывается на эффективности его функционирования.

Конструкция и типы высоковольтных проводов

Высоковольтные провода независимо от типа имеют принципиально одинаковую конструкцию, они состоят из нескольких основных частей:

  • Токопроводящая жила;
  • Изоляция жилы;
  • Контактные наконечники;
  • Защитные колпачки на контактах.

По материалу токопроводящей жилы все высоковольтные провода делятся на две большие группы:

  • С металлической жилой;
  • С неметаллической жилой.

Провода с металлической жилой — это классический вариант, который сегодня используется все реже. В основе провода лежит многожильный сердечник из меди, имеющий большие сечение и малое удельное сопротивление.

Провода с неметаллической жилой — это современное решение, получившее распространение с конца 1980-х годов. Данные изделия делятся на две группы по типу сопротивления:

  • Провода с активным сопротивлением (с резистивным сердечником);
  • Провода с реактивным сопротивлением (с индуктивным сердечником).

Провода с активным сопротивлением названы так потому, что в их основе лежит резистивный сердечник с высоким удельным сопротивлением — по терминологии электротехники резистор является активной нагрузкой, соответственно и его сопротивление току называется активным.

Провода с реактивным сопротивлением названы так потому, что его сердечник дополнительно окружен однослойной обмоткой — катушкой индуктивности. По терминологии электротехники катушка является реактивной нагрузкой, соответственно и ее сопротивление току называется реактивным.

Наиболее просто устроены высоковольтные провода с активным сопротивлением. Их основу составляет токопроводящая жила, окруженная токопроводящей обмоткой с высоким сопротивлением и изоляцией. Жила может изготавливаться из хлопчатобумажной или льняной нити, углеволокна (кевлара), стекловолокна и пластиков. Токопроводящие свойства обеспечиваются их обсыпкой (пропиткой) графитом или сажей. Токопроводящая обмотка изготавливается из ферропластов — силикона или специальных пластмасс на основе акрила с включением металлической крошки.

Несколько сложнее устроены провода с реактивным сопротивлением. Их основу так же составляет токопроводящая жила, окруженная ферропластом, на котором располагается обмотка из нержавеющей проволоки. Вся эта конструкция заключена в изоляцию.

По конструкции изоляции провода делятся на два типа:

  • Простая однослойная изоляция;
  • Двухслойная изоляция;
  • Многослойная изоляция.

Однослойная изоляция представляет собой простую оболочку, выполненную из полимерных диэлектрических материалов. Данный тип изоляции обладает невысокими качествами поэтому сегодня почти не применяется. Улучшенным вариантом является двухслойная изоляция, которая состоит из внутреннего слоя основной изоляции и верхнего слоя, защищающего от масел, топлива, технических жидкостей, механического контакта с деталями двигателя, перепадов температур и т.д.

Многослойная изоляция состоит из трех слоев:

  • Внутренняя изоляция — непосредственно окружает жилу, является основной защитой от электрического пробоя;
  • Оплетка — окружает внутреннюю изоляцию, изготавливается из синтетических волокон или стекловолокна, обеспечивает высокую прочность всего изделия на разрыв, защищает от деформаций и т.д.;
  • Внешняя оболочка — окружает весь провод, защищает от агрессивной среды подкапотного пространства.

Наиболее часто изоляция выполняется из ПВХ, полиэтилена (наиболее дешевые варианты), различных каучуков и силикона (на современных проводах).

Высоковольтные провода имеют стандартизированные наконечники (чаще всего по стандарту SAE), со стороны свечей наконечники бывают двух типов:

  • Прямые;
  • Г-образные.

Наконечники закрыты защитными колпачками из резины, силикона и других диэлектриков.

avtoexperts.ru

Для работы бензинового двигателя внутреннего сгорания необходимо два условия – это наличие топлива и искры для его воспламенения. Высоковольтные провода как раз служат для «доставки» искры от катушки зажигания до свечей в цилиндрах силовой установки.

Условия эксплуатации

Провода работают в тяжелых условиях, сопровождающихся перепадами температур, вибрацией и попадания влаги и грязи с дорожного полотна, а также воздействию горюче-смазочных материалов. По мере эксплуатации на поверхности проводов появляются микротрещины, способствующие утечке тока.

Влага и грязь создают условия для окисления контактов и нарушению искрообразования на свечах зажигания.

Наличие вибрации двигателя вызывает нечеткую посадку контактов в соединениях, что ведет к сбою в работе мотора. Высокая температура, особенно в районе свечных «колодцев», приводит к отказу свечных колпачков.

Читать еще:  Установка электронного зажигания на ВАЗ 2107

Почему эти провода называют «высоковольтные»?

Как следует из теории горения для воспламенения топливной смеси требуется высокое напряжение в несколько десятков тысяч вольт, чтобы сформировать искру между электродами свечи зажигания.

Сама же электрическая цепь автомобиля рассчитана на питание от 12 вольтовой батареи и не в состоянии создать подобное напряжение. Для этой цели в системе зажигания авто предусмотрена катушка зажигания, способная выдавать необходимое напряжение для создания искры.

По сути данный прибор служащий для преобразования низкого напряжения сети (12В) в высокое, составляющее порядка 35-40 тыс. вольт.

Низковольтное питание к катушке подводится обычным проводом, на выходе же из катушки уже стоит высоковольтный провод или как его еще называют – броне провод.

Провод катушки зажигания соединен с центральным контактом в крышке трамблера, в которой имеются также и дополнительные выводы для проводов, по количеству цилиндров двигателя.

Устройство

Конструкция проводов достаточно проста. Это токопроводящий элемент (медь, стекловолокно с пропиткой графитом), покрытый слоем изоляции, на концах которого имеются металлические наконечники. Один конец провода устанавливается в гнездо катушки зажигания, а второй на свечу зажигания через пластмассовый, резиновый либо силиконовый наконечник.

Изоляция является наиболее важным элементом, выполняя три основные функции:

• Защита токопроводящей жилы от попадания влаги;

• Минимальная утечка тока при работе;

• Сохранение эластичности в эксплуатации при различных температурах.

При этом металлические наконечники должны иметь надежную защиту от коррозии, что будет гарантировать постоянный контакт в соединениях и длительный срок эксплуатации изделия.

Причины неисправности

• Обрыв центральной жилы провода;

Появление перечисленных неисправностей отражается на работе двигателя, что выражается в следующих симптомах:

• Нестабильный холостой ход, а также в режиме средних и высоких нагрузок;

• Повышенный расход топлива, снижение мощности;

• Появление радиопомех, ведущих к сбою в работе электронных систем и мультимедиа;

• Невозможность пуска двигателя при повреждении центрального провода от катушки.

Наиболее ярко неисправности проявляют себя в сырую погоду.

Способы проверки высоковольтных проводов

Существует несколько вариантов проверки проводов, доступных любому, даже начинающему автолюбителю и заключаются в следующих действиях:

Наиболее доступный способ, это визуальный осмотр бронепроводов. На изоляции не должно быть каких-либо трещин, потертостей, перегибов и следов оплавления. Помимо этого, провода должны быть гибкими, так как часто от перегрева, либо после длительной эксплуатации они могут «задубеть».

Очень наглядно неисправность изоляции проводов можно обнаружить, если в темное время суток при работе двигателя открыть капот, выключить наружное освещение и посмотреть на двигатель. Если провода неисправны, то они будут выглядеть как мерцающие гирлянды. Плюс к этому, можно также заметить место плохого контакта, так как в этом месте будет заметно искрение.

При нарушении целостности изоляции можно будет услышать характерные щелчки. Щелчки будут также слышны, если при работе двигателя снять наконечник со свечи и держать его на минимальном от нее расстоянии, что дополнительно подскажет о целостности провода.

• С помощью мультиметра

Провода необходимо снять и проверить каждый отдельно. Прибор устанавливается на проверку сопротивления в режиме омметра. Щупы прибора касаются к обеим сторонам провода и на шкале отражаются данные проверки.

Исправные изделия должны показать сопротивление порядка 3.5 -10 кОм, в зависимости от материала из изготовления и длинны. Когда распределить или модуль зажигания расположен с торца двигателя, то соответственно длина проводов и их сопротивление будут различны. Разница же в показаниях между проводами не должна быть более чем на 2-4 кОма, иначе необходимо заменить весь комплект.

Значение сопротивления обычно указывается на самих проводах.

• Проверка на искру

Берется зачищенный с обеих сторон кусок обыкновенного провода. В ночное время при заведенном двигателе, одним концом провода нужно коснуться массы (мотор, корпус авто), а вторым провести по проводу по всей его длине, а также и по свечному наконечнику. Если имеется пробой, то в этом месте проскочит искра.

Читать еще:  Предпусковой электрический подогреватель двигателя 220В с помпой

Проверить непосредственно сам провод можно путем его надежного крепления на небольшом расстоянии от металлических частей двигателя. В момент прокручивания стартером между наконечником провода и массой мотора должна «проскочить» искра.

Срок службы

Согласно ГОСТ 14867-79 в отношении ВВП (высоковольтные провода) срок их службы должен составлять 8 лет, а гарантийный срок 5 лет считая с дня начала эксплуатации изделия, не превышающий 2000 моточасов мотора, либо 40 тыс. км пробега.

Данные параметры даны для провода марки ППОВ – провод в полиэтиленовой изоляции, облученный с поливинилхлоридной оболочкой.

В реальной же жизни провода могут как отказать и ранее предписанного срока, так и выходить гораздо более длительный период времени и их замена производится по мере обнаружения признаков их неисправности.

Выбор при покупке

Приобретая провода лучше отдавать предпочтение изделиям, предназначенным для конкретной марки и модели автомобиля. При этом нужно обращать внимание на сопроводительные надписи, как на упаковке, так и на самих проводах. Шрифт должен быть ровным, без ошибок и каких-либо подтеков.

Также на упаковке должен быть указан производитель, материал изготовления, правила эксплуатации.

Лучшие характеристики проводов, длительное время не теряющие своих свойств, имеют изделия из силикона. Они более эластичные и способны надежно работать в диапазоне температур от -30 до +30 градусов Цельсия, с учетом температуры моторного отсека, составляющей порядка 100 градусов.

Эластичность провода важна для работы двигателя, так как чем жестче провода, тем быстрее происходит ослабление контактов в соединениях.

Это изделия таких фирм, как: Denso, Bosch, NGK, Champion, Tesla, Slon, Finwhale.

Однако нужно быть внимательным, так как в продаже встречается множество подделок, где даже само слово «silicon» часто нанесено с ошибкой.

Ценовая политика

Стоимость ВВП от различных производителей может сильно отличаться и в среднем находится в диапазоне от 500 до 1700 рублей за комплект.

В заключение

Стоит заметить, что бронепровода не отказывают внезапно, поэтому нужно взять за правило, время от времени уделять им внимание, чтобы не оказаться с отказавшим двигателем на трассе или в чистом поле вдали от магазинов.

Пробивает там, где рвется

Чтобы не промахнуться при выборе высоковольтных проводов стоит учесть несколько рекомендаций.

Во-первых, следует обратить внимание на информацию, указанную как на упаковке, так и на самих проводах: производитель, применяемость и т.п. Очень часто «левые» производители ошибаются в написании слова «силикон» по-английски. Правильный вариант «silicone». Это настолько частая ошибка, что даже одно из самых известных российских автоизданий в большом материале указало «silicon», что на русском обозначает «кремний».

Во-вторых, обратите внимание на колпачки проводов. Они должны обеспечивать герметичность соединения и защищать контактные наконечники. Качественные колпачки производятся из резины на основе силиконового каучука. Толщина стенок должна быть не менее 3 мм. Именно в местах соединения контакта с токопроводящей жилы и другими деталями системы зажигания чаще всего и происходит нарушение электрической сети. Происходит это, как правило, либо при снятии проводов (нередко дергают прямо за провода) или плохом соединении с выводами соответствующих элементов системы зажигания вследствие окисления, неплотной посадки и т.п.

В-третьих, следует обратить внимание на качество самого кабеля высоковольтных проводов. Лучшие – делаются из силикона, проверить их надежность можно простыми способами. Поднести кабель в открытое пламя – качественная изоляция не должна легко оплавляться или воспламеняться. Крепко скрутите кабель. Признаки смещения, скольжения между оболочкой и жилой, а также хруст указывают на плохое качество механического сцепления между оболочкой и изолятором. Также попытайтесь продольно сдвинуть изоляционный слой. Кабель должен быть практически монолитом, в противном случае при монтаже и снятии провода возможно нарушение защиты.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector